Перевозчики пожаловались Медведеву на высокие штрафы для грузовиков

Новые жалобы
Систему взимания платы за вред федеральным трассам с грузовиков весом свыше 12 тонн компания «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС; по данным СПАРК, на 50% принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха») должна запустить 15 ноября. Плата будет собираться за проезд по федеральным трассам, утвержденный весной тариф составляет 3,73 руб. за 1 км без НДС (см. справку).
В сентябре крупные производители товаров уже жаловалось председателю правительства Дмитрию Медведеву, что новый сбор спровоцирует инфляцию 2 п.п., так как рост затрат на перевозки придется переложить на плечи конечных потребителей. Теперь о последствиях ввода нового сбора вице-премьеру сообщили сами транспортники.
Письмо на имя Медведева и председателя Госдумы Сергея Нарышкина было направлено в правительство, Госдуму, Минтранс и Росавтодор 16 сентября группой из 20 крупных транспортных компаний (копия письма есть у РБК), в их числе — «ЖелДорЭкспедиция», Первая экспедиционная компания, Северо-Западная транспортно-логистическая компания, «ИТЕКО Евразия». Работоспособность системы взимания платы с тяжелых грузовиков необходимо протестировать, отмечает в письме уполномоченный представитель транспортных компаний Марина Галявина. Представители компаний «Семерка» и «Сервико-авто», в парке у которых 400 и 300 грузовых автомобилей соответственно, подтвердили РБК факт отправки письма.
Перевозчики предлагают ввести мораторий на штрафы за нарушение новых правил до 1 марта 2016 года. По мнению компаний, при запуске системы неизбежно возникнут ошибки и перебои в работе бортовых устройств, которые обернутся для бизнеса крупными штрафами. Если штрафы не заморозят, часть предпринимателей будет вынуждена приостановить работу и отправить водителей во внеочередные отпуска, обеспокоены они. «Временная остановка работы ряда перевозчиков может привести к транспортному коллапсу, частичным перебоям в снабжении и, как следствие, к необоснованному дефициту и повышению цен», — говорится в письме.
Представитель РТИТС заявил, что опасения напрасны: система будет введена в срок, и оператор сделал все, чтобы владельцы большегрузов получили бортовые устройства вовремя и смогли заранее зарегистрироваться в системе. Если в дороге устройство сломается, водителю достаточно сообщить в call-центр и продолжать движение по маршруту, говорит собеседник РБК.
Компании также указывают на несоразмерно большой размер штрафов для юридических лиц по сравнению с индивидуальными предпринимателями — 450 тыс. руб. против 40 тыс. руб., за повторное нарушение — 1 млн руб. против 50 тыс. руб. Это ставит компании в невыгодные условия по сравнению с физлицами, подчеркивает Галявина. Штраф 1 млн руб., когда грузовик стоит 3 млн руб., — это нонсенс, согласен заместитель руководителя отдела развития «Семерки» Эдуард Цой.
Заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов подтвердил РБК, что из-за большой разницы в сумме штрафа компании начали переоформлять грузовики на физические лица. Чтобы избежать этого, Росавтодор предложил ввести плоскую шкалу и установить штраф на уровне 150 тыс. руб., отметил чиновник: соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме. Одинаковый размер штрафа не решит всех проблем, но будет хотя бы справедливым, уверен заместитель гендиректора «Сервико-авто» Виталий Родиков.
Еще одно предложение транспортных компаний, озвученное в письме, касается возможности постоплаты для крупных перевозчиков. Внесение платежей авансом приведет к тому, что перевозчикам придется брать дополнительные кредиты, в то время как клиенты транспортников платят чаще всего на условиях отсрочки, отмечает Галявина. У многих транспортных компаний есть такие трудности, подтвердил РБК президент Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров: им нужно будет где-то получить деньги — взять предоплату у заказчиков или кредит в банке, и до 15 ноября проблему решить не удастся.
Решение по постоплате может принять только государство, но, если ссылаться на мировой опыт, возможность оплачивать проезд по факту в Европе есть у крупных перевозчиков и тех, кто может предоставить гарантию, объясняет представитель РТИТС.

Как определяли стоимость проезда
По данным Росавтодора, 56% урона федеральной дорожной сети (около 50 тыс. км) наносят грузовики массой свыше 12 тонн. Для расчета тарифа Росавтодор определил количество грузовиков (1,9 млн машин) и средний расход ими топлива (в основном дизельного), затем получил совокупный размер акциза, которые грузовики платят в дорожный фонд, и вычел его из суммы, которая определяется как 56% от федерального бюджета, направляемого на ремонт дорог. Остаток был разделен на километры, которые проезжают в среднем за год грузовики, — так получилась плата за 1 км.
Ранее Минтранс заказал независимую научно-исследовательскую работу с экономическим обоснованием введения тарифа, отмечает представитель Росавтодора. Изначально сбор должен был оказаться даже выше установленных в итоге 3,73 руб. за 1 км, говорит он. Этото вопрос так же актуален при перевозке автомобилей премиум класса закрытыми автовозами в Москве и Европе.
При расчетах использовалось предположение, что средний годовой пробег всех автомобилей массой свыше 12 тонн составляет 16,5 млрд км, одного — 8,5 тыс. км, объясняет представитель Минэкономразвития. По его словам, это расстояние рассчитано исходя из средней интенсивности движения большегрузов по федеральным трассам в сутки.
Директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин ранее заявлял, что, по данным компаний, указанный пробег является заниженным: за год грузовик может проходить до 200 тыс. км. «Если предположить, что средний ежегодный пробег указанных транспортных средств составляет 60 тыс. км, то плата в счет возмещения вреда будет составлять 0,97 руб. [вместо 3,73 руб.]», — подчеркивал Живулин.

Источник: РБК
27.10.2015