Какие машины будут возить в Россию по параллельному импорту в 2025 году. Модели
В 2024 году на рынке присутствовали как «белые», так и «серые» автомобили, на продажу которых не давали согласие их производители. О том, чего ждать от параллельного импорта в 2025 году, Autonews.ru рассказали эксперты
Фото: alexgo.photography / Shutterstock / FOTODOM
В 2024 году россияне продолжили покупать не только «официальные» автомобили, но и машины из параллельного импорта. Autonews.ru выяснил у профильных специалистов, что будет с серым авторынком в 2025 году.
Параллельный импорт был узаконен постановлением правительства от 29.03.2022 № 506. Перечень марок авто, разрешенных к ввозу по этой схеме, содержится в периодически пополняемом списке, утвержденном приказом Минпромторга от 21.07.2023 № 2701.
Чем запомнился 2024 год
В 2024 год страна вступила на оптимистичной ноте: в январе порядка 13% из всех регистраций новых транспортных средств (87 359 ед.) приходилось на «параллельные» машины.
НОВОСТИ 25 декабря 2024
Президент РОАД заявил, что автодилерам грозят банкротства. Названы сроки
НОВОСТИ 18 декабря 2024
Дилеры предупредили о росте цен автомобилей в 2025 году. Цифры тревожные
Официальное сообщение о продлении «параимпорта» на 2025 год прозвучало в ходе ПМЭФ от первого вице-премьера России Дениса Мантурова. Чиновник подчеркнул, что перечень товаров, разрешенных к ввозу, будет сокращаться по мере появления в продаже российской продукции аналогичного или лучшего качества.
С 1 апреля власти ужесточили правила ввоза автомобилей по параллельному импорту и закрыли лазейки, позволявшие экономить за счет стран-посредников, входящих в ЕАЭС. С начала второго весеннего месяца исчезла возможность доставлять новые автомобили без уплаты дополнительных платежей. Отныне при ввозе машин через Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию импортерам пришлось платить не льготный, а коммерческий утилизационный сбор. Также запретили поставку в Россию электрокаров и последовательных гибридов, растаможенных в странах ЕАЭС, поскольку в некоторых из них для моделей таких категорий действуют особо привлекательные условия таможенного оформления.
По факту это означало, что к конечной цене машины прибавилось:
844 800 руб. для автомобилей с мотором объемом 2–3 л;
306 000 руб. для автомобилей с моторами до 2 л;
970 000 руб. для автомобилей с моторами 3–3,5 л;
1 235 000 млн руб. для машин с моторами объемом более 3,5 л;
360 000 руб. для электрокаров.
Фото: Autonews
В Минпромторге посчитали, что это необходимо «для создания равных условий для граждан и компаний, ввозящих в Россию транспортные средства, растаможенные в странах ЕАЭС, и тех, кто проходит эту процедуру в России с уплатой всех необходимых налогов и сборов».
Результат не заставил себя ждать: если в феврале и марте на «параллельные» машины приходилось по 15–16% совокупных продаж, то в апреле их доля в числе новых зарегистрированных машин снизилась до 11%. Пик же ввоза таких машин пришелся на март: импортеры постарались поставить до 1 апреля как можно больше транспортных средств, чтобы продать их по максимально привлекательной стоимости.
Закрытие выгодного канала через Киргизию, а также возможности оформления автомобилей на льготников в Белоруссии с одновременным увеличением платежей привело к повышению стоимости «параллельных» автомобилей и снижению объемов поставок. С апреля использование схем, основанных на разнице в стоимости таможенного оформления внутри ЕАЭС, стало невозможным. Разница начала компенсироваться за счет доначисления к сумме утилизационного сбора, который уплачивается в России. При этом стала учитываться разница:
таможенной пошлины из-за занижения стоимости машины в стране ЕАЭС;
НДС;
акциза.
Еще одной важной вехой стало поэтапное повышение утилизационного сбора, собираемого со всех поступающих в российскую продажу новых машин — как «белых», так и «параллельных». Соответствующее решение было утверждено правительством в сентябре 2024 года.
Долгосрочная индексация утильсбора рассчитана до 2030 года и касается легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также некоторых видов дорожно-строительной техники (ДСТ). С 1 октября 2024 года ставки повысились на 70–85%, а новую индексацию назначили на 1 января 2025 года. Ежегодно ставки будут подниматься на 10–20%.
Фото: Autonews
Что будет с «параллельным» импортом в 2025 году
В беседе с Autonews.ru профильные эксперты сошлись во мнении, что в 2025 году параллельный импорт продолжит функционировать, однако его доля может ощутимо снизиться.
«Никаких дополнительных решений государство не принимало, режим параллельного импорта будет действовать», — уверен вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр.
Вместе с тем специалист отметил возможность окончательного закрытия льготного утильсбора: «Здесь я чувствую определенные риски, потому что многим импортерам, которые поставляют китайские автомобили, и производителям, которые производят российские автомобили, не нравится, что кто-то может привезти для себя автомобиль и заплатить меньше, чем стоит официально продаваемая машина в России».
Его коллега по НАС Антон Шапарин отмечает, что существование параллельного импорта зависит исключительно от воли государства. Эксперт подчеркнул, что давление на импорт постепенно растет: повышается утилизационный сбор, закрываются лазейки для импортеров автомобилей.
Блогер и автоэксперт Елена Лисовская, которая занимается подбором и реализацией машин из-за рубежа, спрогнозировала снижение объемов ввоза «параллельных» автомобилей и ассортимента представленных в продаже машин. По ее мнению, существенно поменяются и сами модели: «Все еще будут поставляться Hyundai, Kia, Toyota, Nissan и некоторые другие, но если раньше они шли с моторами объемом 2,5–3 л, то сейчас пойдут с движками до 2 л». Цены на ввозимые в страну транспортные средства продолжат расти из-за расписанного до 2030 года повышения утилизационного сбора и падения курса рубля, если таковое продолжится.
В НАС уверены, что в страну продолжат поставлять немецкие, английские, итальянские люксовые автомобили, а также продукцию американского автопрома, в том числе битую под восстановление. Сохранится и ввоз машин из Японии, но речь в данном случае идет преимущественно о простейших кей-карах с маленькими моторами и возможностью провести их под минимальные растаможку и утильсбор.
«Поставляться будут все модели, которые нравятся людям, — уверен Ян Хайцеэр. — В основном это будут машины премиального класса: Mercedes, BMW, Audi, а также привычные россиянам Toyota и ряд других». Специалист напомнил, что частное лицо по-прежнему может привезти любой автомобиль для личных нужд и что эта лазейка пока сохраняется. Всего же на «параллельные» машины придется от 5 до 10% совокупных продаж.
Подробнее на Autonews:
https://www.autonews.ru/news/676bf66c9a794764ff19bec1?from=copy