Фото: Shutterstock
Все о МКПП (механике): как устроена, как ездить, частые поломки
Пробуем разобраться в наиболее часто встречающейся автомобильной аббревиатуре, заодно выяснив главные уязвимости и нюансы обслуживания механики
Что такое МКПП
Устройство МКПП
Как правильно ездить на МКПП
Уход за МКПП
Ремонт МКПП
Что такое МКПП
МКПП — это сокращение от «механическая коробка переключения передач». Тип трансмиссии, в котором изменение передаточного отношения осуществляется вручную водителем. Та самая всем известная механика, она же «ручка», она же «палка» — все зависит от сленга, применяемого в обсуждении. Самый первый вид автомобильной трансмиссии с возможностью изменять передаточное число во время движения.
Несмотря на огромное количество автомобилей с ручной коробкой на наших дорогах, а также общую популярность механики у российского потребителя, на текущий момент МКПП является анахронизмом. Статистика показывает, что доля МКПП в массе выпускаемых сегодня в мире автомобилей составляет лишь несколько процентов.
Устройство МКПП
Механическая коробка передач, как и сцепление, является посредником в передаче крутящего момента от маховика двигателя к дифференциалу — межосевому или межколесному. Подавляющее большинство МКПП легковых автомобилей состоит из трех валов: ведущего (первичного), промежуточного и ведомого (вторичного). Кратко рассмотрим устройство и схему работы простейшей механики.
Как завести машину с механикой и автоматом правильно?
Ведущий, или входной вал МКПП — это вал, который входит в коробку со стороны мотора. Его задачей является доставка крутящего момента от двигателя (через сцепление) для дальнейшего распределения внутри коробки. Ведомый, или вторичный вал находится на выходе из коробки. Он передает момент дальше: либо непосредственно на дифференциал (передний привод), либо на карданный вал (задний или полный привод). Промежуточный вал МКПП, соответственно, располагается между первичным и вторичным, являясь посредником.
Шестерни на промежуточном вале закреплены жестко, фактически являясь с ним одним целым. А вот на ведомый вал они «нанизаны» свободно, имея возможность прокручиваться. И только муфты, которые скользят вдоль вала (когда водитель двигает рычаг), поочередно вводят то одну, то другую шестерню в зацепление с этим валом. Таким образом, крутящий момент передается от ведущего вала к ведомому через разные пары шестерен, с разным передаточным отношением. Соответственно этому, в зависимости от выбранной водителем передачи, меняется скорость и тяга на колесах.
Суть работы простейшей трехвальной МКПП отлично отражает следующая иллюстрация.
Крутящий момент от двигателя передается первичным валом (зеленый), который имеет постоянную связь с промежуточным валом (красный). Шестерни разного диаметра (синим) свободно вращаются на вторичном валу (голубой). В зависимости от положения рычага МКПП, одна из муфт (розовый) жестко соединяет ту или иную шестерню с вторичным валом. Это соответствует включению какой либо из передач. Так, на иллюстрации включена первая передача, и крутящий момент из коробки выходит через самую нижнюю шестерню вторичного вала (желтая стрелка).
Как правильно ездить на МКПП
Основные приемы обращения с ручной коробкой передач преподаются в автошколе. Тем не менее, вспомним базовые правила работы с данным типом трансмиссии.
Передачи необходимо включать только при полностью выжатом сцеплении.
Выбирать передачу нужно из соображений необходимой скорости. Двигатель не должен всегда ехать внатяг (слишком низкие обороты и высокая передача) и, напротив, не должен «реветь» на постоянно высоких оборотах со включенной низкой передачей.
Включать заднюю скорость допускается только после полной остановки автомобиля. В противном случае велик риск повредить МКПП.
В зимний период первые 5-10 минут езды, пока не прогреется масло в МКПП, рекомендуется включать передачи плавно, перемещая рычаг до упора.
Подъезжать к светофору рекомендуется со включенной передачей, оставаясь на ней максимально долго. В этом случае действует эффект торможения двигателем и замедление происходит эффективнее. А при условии скользкого покрытия под колесами — еще и более прогнозируемо.
Уход за МКПП
Современная механическая коробка не требует какого-либо внимания со стороны водителя, кроме регулярной замены масла. Межсервисные интервалы замены масла в МКПП всегда указаны в сервисной книжке или в руководстве по эксплуатации.
Ремонт МКПП
Механическая коробка передач является сложным агрегатом, вторым по сложности после двигателя. А если речь про современную многоступенчатую МКПП — может ему и не уступать. Таким образом, квалифицированный ремонт этого узла возможен только в условиях сервисной станции. Но ряд симптомов неисправности МКПП владелец может обнаружить самостоятельно. К ним относятся:
Хруст при переключении скоростей. Возможно, повреждены синхронизаторы, отвечающие за плавную смену передач. Также не исключен вариант выкрашивания зубьев шестерен или износ их подшипников. В отдельных случаях виновником может оказаться изношенный вторичный вал или не до конца срабатывающее сцепление.
Самопроизвольное выключение передачи («выбивает скорость»). Часто происходит при ослаблении пружин синхронизаторов. Вторая вероятная причина: износ шестерен.
Нечеткое включение скоростей. Обычно происходит из-за люфта в механическом приводе от ручки МКПП до внутренних тяг (штоков) переключения. Иногда разболтанность привода можно устранить самостоятельно, подтянув болтовые крепления подвижных соединений.
Слишком шумная работа МКПП. Вероятен как физический износ деталей, так и низкий уровень масла. Доливка масла, наряду с подтяжкой сочленений из предыдущего пункта — единственное, что способен сделать в качестве «ремонта» МКПП неподготовленный автовладелец. Во всех остальных случаях необходимо обратиться на специализированный сервис.
Подробнее на Autonews:
https://www.autonews.ru/news/65b2b4719a79470512d12e40?from=copy