позвонить

По дорожному разгильдяйству ударят аудитом. В России появится независимая проверка дорог на их соответствие требованиям безопасности движения

В осеннюю сессию Правительство внесло в Госдуму законопроект, который призван снизить количество дорожно-транспортных происшествий и повысить ответственность автовладельцев. Для этого в правовое поле вводится понятие «аудит безопасности дорожного движения». Порядок соответствующих проверок, по задумке авторов, будет устанавливать Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) по согласованию с МВД России. Заказчиком аудита для дорог федерального значения будет всё тот же Росавтодор, для региональных дорог — уполномоченные органы соответствующих субъектов, а для дорог местного значения — уполномоченный орган муниципального уровня.

«Что такое аудит применительно к безопасности дорожного движения? Это в первую очередь независимый детальный систематический анализ и оценка характеристик безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог», — пояснил замминистра транспорта РФ Сергей Аристов, выступая 17 января на заседании думского Комитета по транспорту и строительству, который рассматривал законопроект в рамках его подготовки к первому чтению. Чиновник особо подчеркнул, что аудит безопасности дорожного движения — это «не изобретение при подготовке законопроекта», а пункт, прямо заложенный в поручении президента, которое Владимир Путин дал в ходе заседания Государственного совета 14 марта 2016 года.

За чей счёт банкет?

Речь в документе идёт прежде всего о том, чтобы проверять автомобильные дороги на предмет их безопасности ещё на этапе проектирования. То есть в будущем каждый новый дорожный проект будет рассматривать группа квалифицированных специалистов. В случае необходимости аудиторы будут указывать в своих отчётах на наличие проблем и оставлять рекомендации по их решению — будь то требование разместить на въезде в населённый пункт знак ограничения скорости, оснащение дороги возле пешеходного перехода «лежачим полицейским» или строительство пешеходного перехода на подземном уровне. Проектировщики будут обязаны рассмотреть выводы аудиторов и при отсутствии обоснованных возражений следовать рекомендациям.

Мы должны ещё до рассмотрения в первом чтении понимать, будет ли аудит дополнительно влиять на стоимость и не возникнут ли новые сборы с граждан и с предприятий? Международный опыт доказывает полезность применения таких мер. Например, в Великобритании за 30 лет существования аудита безопасности автодорог число аварий с тяжкими последствиями снизилось примерно на треть. Что же касается России, то у нас такой механизм пока ещё не отлажен и, что прискорбно, даже не прописан как следует в представленном законопроекте.

В частности, у членов Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству возникли нарекания к тому, что в документе не обозначены требования к лицам и организациям, которые должны будут осуществлять аудиторские функции, и не прописаны положения о том, как именно будут проводиться такие проверки. Неясно пока и то, за счёт каких средств они будут проводиться и не удорожат ли стоимость строительства дорожного полотна.

«Мы понимаем, что в стоимость одного километра любой дороги заложены затраты на технический надзор или строительный надзор, который увеличивает цену этого километра на 3-7 процентов, — напомнил глава комитета Евгений Москвичёв. — И мы должны ещё до рассмотрения в первом чтении понимать, будет ли аудит дополнительно влиять на стоимость и не возникнут ли новые сборы с граждан и с предприятий?»

Парламентарий потребовал от чиновников предоставить финансовые расчёты стоимости аудита безопасности дорожного движения и пообещал, что комитет не поддержит законопроект, в случае если выяснится, что эти меры добавят дороговизны в строительстве дорожной сети.

Камеры на каждом столбе

Помимо введения понятия «аудит», обсуждаемый законопроект расширяет полномочия владельцев автодорог и государственной компании «Российские автомобильные дороги». По задумке авторов, они получат возможность устанавливать камеры фото- и видеофиксации, чтобы передавать информацию с них об административных правонарушениях надзорным органам (пока такие возможности есть только у ГИБДД).

«Статистика подтверждает, что наличие подобного рода технических устройств, которые фиксируют нарушения, снижает уровень аварийности и регулирует скоростной режим", — привёл в обоснование положений законопроекта Сергей Аристов.

Депутаты с этим мнением согласились, однако тоже с оговорками. Евгений Москвичёв упомянул случаи, когда несколько камер, установленных на одном отрезке пути, приводят к дублированию штрафов за одно и то же правонарушение. «Что касается фотофиксации, надо законом определить, сколько камер должно быть на одном километре», — предупредил депутат. И пообещал создать рабочую группу для более тщательной проработки законопроекта в ходе чтений в Государственной Думе.
27 июля 2024