позвонить

Средняя скорость, камеры, права: что изменится в 2024 году для водителей


























Фото: gkavtodor / VK

Autonews.ru нашел главные изменения для автомобилистов в 2024 году
В 2024 году для автомобилистов в России запланировано множество изменений. Часть нововведений уже точно вступит в силу, а некоторые еще обсуждаемые поправки не поддержали в МВД. Что важно знать каждому водителю
Ряд важных изменений запланирован для автомобилистов, автовладельцев и кандидатов в водители. Часть нововведений точно заработает: уже приняты соответствующие постановления и осталось дождаться их вступления в силу. Некоторые же изменения только обсуждаются, а в МВД уже сейчас есть критика в их отношении. К чему готовиться водителям, кому придется поменять права, как долго они будут действовать, какие документы теперь будут просить в ГИБДД — составили полный перечень изменений в 2024-м.

Январь: техосмотр подорожает
С 1 января 2024 года в России вырастут цены на техосмотр — минимальная стоимость услуги должна увеличиться пропорционально уровню инфляции в стране. Региональные власти уже опубликовали соответствующие документы с расценками. После введения единой методики расчета стоимости техосмотра от ФАС в России впервые появился минимальный порог цены на прохождение техосмотра — 913 руб. В 2023 году большинство регионов предпочли установить у себя именно такую цену на услугу. Теперь ее проиндексировали: в большинстве регионов цены на техосмотр выросли на 12% — до 1022 руб.

Например, в Москве цена вырастет с 913 до 1101 руб., установят цену на техосмотр для легковых автомобилей на отметке 1052 руб. В Мурманске, согласно опубликованному постановлению, стоимость техосмотра легкового автомобиля категории М1 подорожает с 1 тыс. до 1,1 тыс. руб. На Чукотке придется заплатить 4,5 тыс. руб., в Санкт-Петербурге — 1,72 тыс. руб., а в Амурской области — 1,5 тыс. руб.
Апрель: придется пересдавать на права
C 1 апреля 2024 года вступят в силу изменения в федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Согласно разъяснению МВД, водители, которые в России управляют автомобилем на основании иностранных национальных или международных прав, должны будут получить водительские удостоверения российского образца. Их же иностранные водительские удостоверения действовать в России перестанут — спустя год после наступления определенных обстоятельств, например получения гражданства или въезда в страну в случае с россиянами. Таким образом, получить права российского образца, а для этого сначала пересдать теоретический экзамен в ГИБДД придется следующим автомобилистам:

получившим вид на жительство или гражданство Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства, у которых оформлены только иностранные национальные и международные водительские удостоверения;
гражданам Российской Федерации, въехавшим на постоянное место проживания в Россию, у которых оформлены только иностранные водительские удостоверения.
Исключение есть для обладателей белорусских прав — ни россиянам, ни белорусам менять их не придется.
Как посчитать год
Например, автомобилист из России выучился на права в Турции, Грузии, Таиланде или Испании (или в любой другой стране), сдал экзамены там и въехал в Россию 1 июня 2024 года. У него будет один год на получение российского документа — по текущим правам он сможет ездить до 1 июня 2025 года.
Апрель: лишенцам не получится сдать на права раньше срока
МВД разработало новый регламент сдачи экзамена на водительские права. Среди изменений — устранение одного из пробелов в законодательстве, которым пользовались лишенные прав за нетрезвое вождение. Теперь тех граждан, у которых еще не закончился срок лишения прав за «пьяную» езду, не допустят сдавать экзамен в ГИБДД на другие водительские категории. Они смогут это сделать только по истечении срока наказания. Пойманные нетрезвыми водители и сейчас не могут сдать на права в тот период, пока действует ограничение. Но есть лазейка — для тех, у кого и так не было прав или срок их действия истек. Когда таких граждан ловят нетрезвыми за рулем или когда они отказываются проходить медицинское освидетельствование, им грозит лишь арест на срок от 10 до 15 суток. После этого человек может сразу же отправиться в ГИБДД на экзамен и получить водительское удостоверение. Теперь так сделать не получится.
Апрель: права не получить уклонистам от армии
В рамках этого же регламента с 1 апреля 2024 года заработает дополнительное ограничение для тех, кто не явится в военкомат по повестке. Решение о невозможности сдать экзамен на водительские права в ГИБДД, равно как и решение о его отмене будут отображаться в Едином реестре сведений о гражданах, подлежащих постановке или состоящих на воинском учете.
В этом документе есть и техническое уточнение: если во время сдачи экзаменов у гражданина истечет срок действия паспорта или медицинской справки, то процесс остановят, пока кандидат не предъявит действующие документы. Эти ограничения действуют и сейчас, просто их дополнительно закрепили в регламенте.

Сентябрь: требования к установке дорожных камер
С 1 сентября вступит в силу закон, который определяет правила и основания для установки дорожных камер для фиксации нарушений ПДД.
Теперь комплексы фотовидеофиксации можно будет устанавливать в том числе:

на аварийно-опасных участках дороги;
в местах проведения дорожных работ;
для контроля полос общественного транспорта;
на перекрестках;
на пешеходных переходах.
Кроме того, теперь основанием для установки камер могут послужить участившиеся ДТП на конкретном участке дороги (более четырех ДТП без пострадавших).

Согласно правилам, вне населенных пунктов дорожные камеры нельзя будет устанавливать ближе 150–300 м от предупреждающего об автоматическом контроле знака. В любом населенном пункте можно будет устанавливать комплексы не ближе 100 м от соответствующего информационного знака.

Сентябрь: штрафы за нарушение требований динамических знаков
В этом же документе Минтранс указал на возможность фиксации нарушений скоростного режима, который указан на «динамичных информационных табло» и/или «знаках переменной информации». Так, сейчас камеры не фиксируют превышение скорости, если ограничение было указано на таком динамичном табло, а продолжают фиксировать скорость относительно установленных на дороге знаков. Новое постановление делает соблюдение скоростных требований, указанных на табло, обязательным.

Однако в МВД потенциальное нововведение не поддержали.
Сентябрь: средняя скорость
Обязанность для автомобилистов соблюдать не только обычную, но и среднюю скорость на дорогах может появиться в ПДД с 1 сентября 2024 года. Проект поправок подготовил Минтранс. Для этого в пункте 10.1. правил фраза «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения» будет дополнена словами «в том числе средней». Определение средней скорости движения транспортного средства в ПДД должно звучать следующим образом: «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка».

Административную ответственность за превышение средней скорости в КоАП пропишут только после введения в ПДД понятия средней скорости и определения правила фиксации с помощью камер. «Введение ответственности за нарушение средней скорости — это следующий этап, сейчас необходимо определиться с терминологией. При подготовке предложений в КоАП, а также в требования к размещению камер для фиксации таких нарушений будут учтены все поступившие предложения и вопросы», — пояснили Autonews.ru в пресс-службе Минтранса.

Однако пока дальнейшая судьба средней скорости и ее фиксации остается туманной. С одной стороны, в регионах настаивают на возврате такой фиксации, жалуясь на рост аварийности на трассах. С другой — с критикой в адрес введения такой нормы выступили в МВД, ведомстве, которому ранее вместе с Минтрансом на уровне правительства была поручена разработка этих самых правил для средней скорости.
Как заявила представитель МВД Ирина Волк, ведомство категорически против привлечения к ответственности водителей на основании фиксации «средней скорости». По ее словам, предлагаемый Минтрансом проект «содержит положения, которые могут способствовать возникновению спорных ситуаций на дороге, и вводит избыточные административные ограничения для водителей».

Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО
В конце декабря 2023 года страховщики рассказали, что в 2024 году камеры смогут фиксировать автомобилистов, которые выезжают на дороги без ОСАГО. Как ожидается, сначала камеры будут вылавливать из потока только нарушителей ПДД — при превышении скорости или разметки. И проверять, есть у них полис или нет. Штраф, согласно КоАП, составляет 800 руб. — наказывать нарушителей планируют раз в сутки. Однако пока перспективы нововведения также не ясны, обещания запустить фиксацию звучат с 2018 года. При этом близкий к разработке документа источник Autonews.ru весной 2023 года рассказал, что для старта фиксации наличия полисов ОСАГО у автомобилистов одних изменений в КоАП недостаточно. По словам источника, для этого также необходимо перезаключение государственного контракта в части работы федеральной системы «Паутина». При этом сам тендер, по его словам, пока так и не объявлен.

Подробнее на Autonews:
https://www.autonews.ru/news/658dbc019a7947e0e0bea7dc?from=copy
25 июля 2024