аши люди, как известно, в булочную на такси не ездят. Они вообще не ездят в булочную, как, впрочем, и на такси. Приоритет — у личного транспорта подороже, который всегда должен быть там, куда направляется хозяин, на переговоры ли в северную столицу или на временное проживание на Лазурный берег. При этом автомобиль вовсе не обязательно годится для преодоления больших расстояний (особенно по плохому дорожному полотну), и не всякий владелец готов таким образом увеличивать пробег и уменьшать стоимость авто на вторичном рынке. Это — главные причины, по которым услуга перевозки дорогих машин все более востребована.
Наш собеседник Гинтас живет в Мариямполе. Изрядная часть населения этого литовского городка с некоторых пор занимается транспортировкой легковых автомобилей из Западной Европы в Восточную. Сам Гинтас перетаскал на своем стареньком эвакуаторе, который он называет смешным немецким словом "абшлеппер", сотни машин, но один прошлогодний заказ он едва ли когда-нибудь забудет. Некий господин из Санкт-Петербурга купил на интернет-аукционе Porsche 911 Gemballa Tuning — полугоночное чудо, единственным недостатком которого был самовывоз из Будапешта. Именно в венгерскую столицу и снарядили литовца с его "абшлеппером".
За Дунаем сразу же начались неприятности. Автомобиль имел дорожный просвет с ладонь и потому закатываться по эстакаде на эвакуатор категорически не хотел. О перегоне машины своим ходом не могло быть и речи: клиент строго-настрого запретил запускать двигатель. Сутки ушли на поиск в охваченном уикендом Будапеште специального крана, который погрузил бы автомобиль на платформу. Потом выяснилось, что из-за ширины колеи и чудовищных "лаптей"-покрышек закрепить автомобиль на платформе тоже проблема. В общем, оказалось, что возить из Европы битые Volkswagen пусть и не так наваристо, зато куда как менее хлопотно. Заказчику, который получил свой автомобиль на три дня позже оговоренного срока, на вышеописанные литовские слезы было, понятно, наплевать. С другой стороны, он размещал заказ в Мариямполе, наверное, тоже не от хорошей жизни.
С подобной проблемой, вероятно, легко бы справилась московская компания Best Logistic Service, которая специализируется на перевозке дорогих автомобилей. Чаще всего это Aston Martin, Ferrari, Lamborghini, Porsche, Rolls-Royce, Bentley, Maybach. Эвакуатор, на который их устанавливают, имеет крытую платформу, защищающую ценный груз от осадков и летящих с дороги камней и грязи. Он также оснащен пневмоподвеской: платформа опускается, что дает возможность заехать на нее автомобилю с экстремально низким клиренсом. Колеса фиксируются с помощью специального ремня, крепящегося к полу платформы в трех точках. Даже если эвакуатор попадет в ДТП (пока таких случаев не было), автомобиль внутри не шелохнется. Еще одно немаловажное удобство — сдвигающиеся боковые стенки крытой платформы, которые позволяют открывать двери перевозимого автомобиля, ведь при погрузке и выгрузке за его рулем должен находиться человек. Предварительно на сиденье надевается чехол, сотрудник компании, которому доверяют погрузку суперкара, одет в чистую спецовку, на руках — одноразовые перчатки.
Несмотря на то что сегодня все больше становятся востребованы перевозки автомобилей именно на большие расстояния, идея создать компанию, специализирующуюся на подобных услугах, пришла совсем с другой стороны. Как рассказал "Деньгам" генеральный директор Best Logistic Service Дмитрий Калинин, в Москве уже давно распространена практика показа автомобиля потенциальному покупателю "на дому". Раньше это выглядело следующим образом: суперкар везли обычным открытым эвакуатором, за ним следовал автобус с ведрами воды и двумя мойщиками. Машину выгружали перед воротами дома, мыли, чтобы представить клиенту во всей красе, и только после этого закатывали в рублевский дворик. Теперь суперкар для подобной презентации везут в крытом эвакуаторе. Стоимость услуги по Москве и области — $300, так же дорогие автомобили доставляют на сервис. Цена обусловлена в том числе страховкой перевозимого груза, случись что — владельцу выплатят полную стоимость машины.
Дороже обойдется транспортировка по маршруту Москва—Петербург, примерно в $2500. Помимо специального сервисного обслуживания, которое, как правило, осуществляется лишь в столице, есть переговоры, на которые многие бизнесмены предпочитают приезжать на собственном авто. И вот бронированный BMW седьмой серии катит на эвакуаторе Mercedes-Benz в сопровождении джипа с охраной, а виновник масштабной транспортной операции летит в Пулково на самолете.
Совсем других денег требует перевозка автомобиля за границу. Чаще всего суперкары отправляются на пару летних месяцев на Лазурный берег. Если бы следующим населенным пунктом за Николиной Горой были, скажем, Антибы, а не деревня Грязь, то все было бы просто замечательно. Но между оазисами комфорта лежат сотни километров разбитых дорог, плохого бензина и социальной неприязни. Аренда машины за рубежом — альтернатива, которая устроит далеко не всех. "Рентовый" автомобиль хранит запах чужих сигар и парфюма. Но даже если закрыть на это глаза и затаить дыхание, суперкар, взятый на прокат, больше подходит для тест-драйва на пару дней, чем для постоянных поездок в течение месяца.
Арифметика проката такова. Возьмем самый популярный пункт проката автомобилей luxury — Elite Rent-a-Car, офисы которого расположены в Канне, Ницце, Сен-Тропе, Жуан-ле-Пене и Монако. Стоимость проката, например, Bentley Continental GT Cabriolet (W12) — €2400 в сутки (до трех дней). При аренде на семь и более дней — €2040 в сутки. И хотя при 30-дневной аренде можно получить скидку 30%, мы получаем сумму €42 840. Если у вас есть такой свой кабриолет, очевидно, что разумнее будет привезти его с собой. А для разнообразия можно пару дней покататься на Aston Martin DB9 Volante — €2070 в сутки (до трех дней) или Maserati Quattroporte — €1000. И не стоит забывать о франшизе, которая для упомянутого Bentley составляет €90 тыс. К слову, в последние годы россияне довольно активно уничтожают суперкары на дорогах Западной Европы. И пускай рекорд принадлежит не нам — Bugatti Veyron, как известно, угробил подданный Соединенного Королевства, на российском счету есть заметные достижения, например раскатанный по асфальту Pagani Zonda. Как бы то ни было, на дорогах того же Монако можно запросто встретить Ferrari, Aston Martin или Rolls-Royce с московскими номерами, и очевидно, что до Лазурки эти автомобили добрались не своим ходом.
Доставкой автомобилей за рубеж занимаются несколько московских компаний, в их числе "Гема", рекомендующая себя как "транспортный бутик". Ее представитель под предлогом полной конфиденциальности отказался назвать корреспондентам "Денег" сроки и тарифы на перевозку. Понятно, что цена всегда индивидуальная, так как рассчитывается с учетом страхования автомобиля, цена которого может достигать $500 тыс. В компании Best Logistic Service нам назвали расценки на примере Rolls-Royce Phantom стоимостью $490 тыс., который везли из Москвы в Монако. От звонка в транспортную компанию до выгрузки автомобиля на Лазурном берегу обычно проходит от 10 до 14 дней. Это время тратится на оформление документов, в том числе генеральной доверенности на вывоз автомобиля за рубеж и его страховки на время поездки, а также на саму дорогу. Путь, который проходит эвакуатор, стандартен: до Финляндии, где машина грузится на паром, далее она попадает в Германию и затем — во Францию. Стоимость доставки — $10 тыс. с учетом страховки и платных дорог (€750 до Лазурного берега). В прошлом году до Лазурного берега компания довезла два автомобиля, в этом году — уже шесть. Максимальный срок, в течение которого автомобиль с российскими номерами может находиться за рубежом,— три месяца, после чего необходима процедура пересечения границы.
Но автомобили возят за рубеж не только миллионеры. Теми же услугами довольно часто пользуются коллекционеры. "Потребность в транспортировке своих автомобилей на дальние расстояния у нашей публики есть, однако рынок подобного рода услуг в России пока несовершенен,— говорит Борис Баженин, неоднократный участник знаменитой и престижнейшей европейской гонки Mille Miglia, один из организаторов отечественной Mille Miglia — автопробега 'Золотое кольцо'.— Я, например, пользуюсь услугами самых разных автоперевозчиков. За дорогу отсюда-туда плачу порядка €2500 — это, как правило, почти в три раза дешевле, чем дорога из Европы в Россию. Все очень просто: из Москвы фуры очень часто возвращаются порожняком".
Надо быть готовым и к тому, что перевозчик может серьезно поднять цену, узнав, какой именно автомобиль вы везете. Не потому, что его ответственность в данном случае больше: если фура ляжет в кювет уже за Кубинкой, ваши расходы будет покрывать исключительно страховка на автомобиль. Просто с Ferrari F430 вы похожи на человека более состоятельного, а значит, и платежеспособного, чем владелец, скажем, Porsche Cayenne. "Мне в данном случае проще,— говорит Баженин,— несведущего перевозчика нетрудно убедить в том, что 50-летняя Lancia или Alfa Romeo — это 'ведро с болтами', а не раритет, стоящий серьезных денег".
Получение на московской таможне "тира" (TIR — свидетельство соответствия транспортного средства (грузовика, прицепа) "Техническим требованиям к автомобильному подвижному составу, предназначенному для международных перевозок грузов под таможенной пломбой") при наличии опытного брокера — процедура быстрая и практически бесплатная. Когда автомобиль прибудет за границу, то встречающее его доверенное лицо должно будет заплатить порядка €200 за процедуру снятия "тира". Однако возможны и сюрпризы. Чиновник заграничной таможни может заподозрить вас в том, что вы везете автомобиль в его страну на продажу, и потребовать внести депозит под таможенные сборы — это 10-15% цены вашей машины по каталогу Schwakke плюс пошлины плюс НДС. В Германии или Италии таких проблем точно не будет: там знают, что машина с российскими номерами должна въезжать или ввозиться в страну бесплатно. Зато во Франции и странах Бенилюкса — запросто.
Проблема еще и в том, есть ли у владельца то самое доверенное лицо, которое встретит, заберет у перевозчика автомобиль и поставит его на стоянку. Если такого человека нет и получателем ценного груза будет владелец лично, то ему придется поторопиться, потому что сутки простоя автомобиля в таможенном терминале той же Ниццы могут обойтись в €1000.
"Раньше я очень часто самостоятельно возил свои машины на Запад и обратно,— рассказывает Борис Баженин.— Цепляешь к Range Rover тележку, в которой автомобиль спрятан от посторонних глаз за металлическим каркасом и пластиковой обшивкой, и катишь в Хельсинки на паром. Все дальнейшие затраты — это топливо и упомянутая перевозка морем. Поездку сухопутным путем, через тот же Брест, я считаю пустой тратой времени и нервов".
К слову, если у вас есть собственный водитель или аналогичный наемный персонал, то собственный автовоз — неплохое приобретение. Например, на сайте www.racecarsdirect.com команды самых разных автоспортивных дисциплин распродают ставший ненужным транспорт. Здесь можно найти все — от тентованной тележки за несколько тысяч евро до моторхоума, где кроме автомобиля могут с комфортом путешествовать четыре человека. Одно из предложений — подобный автодом вместе с седельным тягачом Renault за ?28 тыс.